Кольский: Муста-Тунтури



Про хребет Муста-Тунтури я уже рассказывал.

Хребет возвышается на маленьком перешейке, соединяющем материк и полуострова. На этом перешейке на берегу губы Кутовая Мотовского залива находится расположение какие-то военных частей. По всем видимости это ВДВ. В день нашего приезда почти вся техника была на месте, а в день отъезда вся она разрбрелась по острову. В этом месте берега обустроены и обтянуты по периметру колючей проволокой, сюда заходят подводные лодки.

Во время второй мировой войны 4 года тут шли бои русской армии против армии «Норвегия» в составе двух германских и одного финского корпусов. Немцы всячески пытались проникнуть на полуострова средний и Рыбачий — стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы. Но им это не удалось и вот на этой линии фронта долго время шли, в общем, довольно затяжные бои. Многие мелкие водоемы окрашены в коричневатый цвет от металла, которых лежит в них вот уже 60 лет.

Весь хребет усеян колючей проволок, окопами и остатками снарядов. Блиндажи, землянки — все там. Есть даже пока еще неразграбленный склад минометных снарядов. На двух вершинах хребта установлены кресты. Довольно странно видеть их в таких, казалось бы безлюдных местах. Около подножия со стороны материка имеется немецкая фронтовая дорога, по которой нынче колесят туристы на квадроциклах и джипах. Где-то эта дорога превращается в подводную, а где-то на склоне скалы под очень большим уклоном проходит сложные участки.

Кое-кто из нашей компании набрал небольшой набор гильз и рабочих патронов. После чего в аэропорту у него были проблемы, пришлось отдать все, включая пустые гильзы.

Я с трудом представляю, как люди тут проводили годы, особенно зимой. Вокруг нет ничего, кроме камней и мелкой растительности, а наверху можно укрыться от ветра только за камнями или в землянках. Наша компания разбрелась сразу же, как только мы вступили на хребет. Кто-то шел небольшой колонной к цели, кто-то застрял позади. Я же шел совершенно один, мне хотелось уйти от всех подальше и быть в этой мертвой северной тишины ветра одному. Когда ты осматриваешься и никого нет, никаких посторонних звуков, только ветер и бескрайние просторы впереди. Немного даже страшно оставаться тут одному. В какие-то моменты я уставал взбираться вверх, мне было жарко, я снимал куртку, но как только останавливался, приходилось одевать ее обратно. Где-то границы очень резкие, один шаг и ты падаешь в пропасть. А где-то огромная гладкая каменная поверхность под небольшим углом взбирается вверх на несколько десятков метров.

А у подножия бесконечные озера и речки. Где-то даже приходится обходить огромные лужи грязи, хотя, казалось бы, вон там сзади 100 метров и один камень, а тут уже земля, трава.

Довольно интересно было наблюдать, как по дорого ехал джипер и уперся в озеро, через которое идет дорога. Кто-то пытался его отговорить, повторяя, что таких, как он, тут постоянно вытаскивают, ведь дорога — это насыпанные через озеро камни шириной машину. Чуть влево или вправо и ты под водой. В итоге мужик все-таки сначала прошел пешком, а потом и проехал. Но это я уже видел краем глаза, наш путь продолжался.

На Этот раз безо всяких lj-cut, все фото в слайд-шоу выше. Для тех, кто любит традиционный вид, вот ссылка на фотографии в Picasa по тэгу mustatunturi.



Фотоальбом
Фотокарта поездки на Кольский полуостров
Все истории и фото из этой поездки