По Франции: озеро Mont Cenis



Это озера я посещаю уже второй раз и второй раз кажется, что это самое живописное высокогорное озера во Франции. Вообще, Mont Cenis — это горный хребет с максимальной высотой 3600 метров и автомобильным перевалом в 2080 метров, находящийся на границе Франции и Италии. Если вы поедете по нему мимо озера дальше, то на спуске с горы (а он там очень крутой и извилистый) незаметно пересечете границу с Италией и окажетесь в милейшем городке Susa, о котором я уже когда-то рассказывал.

Дорога, по которой мы ехали, дорога через перевал, была построена еще Наполеоном в 1810 году! Но сам перевал, конечно, эксплуатировался сотни лет до этого. Пишут, что уже в 825 года монахи построили на перевале небольшое убежище для странников. Сохранились даже какие-то наброски той церквушки. В 60-х года была возведена каменная дамба (необычная) с целью добычи электроэнергии и вся история этого плато ушла под воду. Ранней весной или поздней зимой, когда снега еще не начали таять, а прошлогодние запасы водохранилища иссякают, дно его обнажается, обнажая и старинный рельеф и даже какие-то постройки. Здесь на дней скрыты не только прежние дамбы более мелкого озера Montcenis, но и форты времен второй мировой войны. История этого места на английском.

Мне же помимо визуальной составляющей это место запомнилось еще и как водителю. Дабы спуститься к дамбе, надо съехать с асфальта на гравийную дорогу. Точнее, надо правильно выбрать одну из многих дорожек (минимум 3 съезда с серпантина, что сразу после дамбы будет). Учитывая класс нашего автомобиля (бузотерка) мне было ссыкотно ехать по местами довольно крупным камням и ямам. Если вы хотите тоже доехать прямо до воды, то делайте это не у самой дамбы (там для спуска к ней потребуется преодолеть один очень коварный спуск, где проедет без проблем только паркетник и выше), а чуть дальше по направлению к Италии (рекомендуемые координаты 45.216034, 6.966587). Озера, кстати, много живописней сверху, т.к. около самой воды ее такая нереальная синева ощущается меньше. Когда мы уже собирались выезжать дальше, я хотел подняться к асфальту прямо около дамбы (GPS 45.216034, 6.966587), но на нашем авто это было невозможно. С другой стороны, очень не хотелось 10 минут трястись по камням прежнего маршрута. Как сейчас погляжу на карту спутника, этот подъем все же можно было объехать стороной, хотя со спутника толком ничего не видно, может там тоже не самая ровная дорога, на месте мы ее не видели вообще, да и стоящие наверху авто как бы намекали, что они тоже не смогли спуститься. Так что мы взяли другое направление и поехали, пока не встретили знак тупик =) Но почему-то с того направления двигался автомобиль, так что решили продолжить. Сначала было стремное место с лежащей на земле трубой, присыпанной сверху, чтобы можно через нее перекатить. Как-то пробрались, даже не черканув днищем. Дальше выкатили на какую-то асфальтированную площадка с закрытыми и уходящими куда-то в глубь горы бункарами опять же со знаком тупик. Тогда я уже начал переживать, что ехать обратно — это уйма времени и нервов. Но в итоге спасительный съезд на асфальт там все же оказался. (вот по таким координатам 45.216761, 6.968409)

В целом, место, видимо, как и очень многое в горах Франции, имеет свое огромное богатое прошлое, которое, конечно, хотелось бы подробнее изучить. Может кто подскажет интересные материалы на русском или английском?

GPS: 45.233382, 6.950989

Нажмите для показа карты

1 общая схема перевала
285447

2

3

4

5

7

8

9

10

11

12

13


видео

запланированный маршрут с точками на карте Google
полная информация по маршруту
другие рассказы о поездке по Великой Альпийской Дороге (Route des Grandes Alpes (Great Alpine Road))
фотоальбом